http://www.eisspb.narod.ru/ waster/
Рубрики
Счетчик, ссылки
Национальный портал PRIRODA.RU

Каталог сайтов о природных ресурсах и экологии

Государственная служба охраны окружающей природной среды

Твердые бытовые и строительно-промышленные отходы
Твердые бытовые и строительно-промышленные отходы

. твердые бытовые и строительно-промышленные отходы
... отходы-осадки городских очистных сооружений
... отходы гальванических производств
... переработка люминисцентных ламп
... переработка и утилизация отходов
...... переработка и захоронение бытовых и промышленных отходов
...... несанкционированные свалки бытовых и промышленных отходов
. очистка муниципальных сточных вод
. полигон "Красный Бор"

Твердые бытовые и строительно-промышленные отходы

Из трех имеющихся полигонов в Санкт-Петербурге в наиболее удовлетворительном состоянии находится Южный. В Ленинградской области из 55 имеющихся свалок более половины не отвечают природоохранным и санитарным требованиям:
  • отсутствуют санитарно-защитные зоны;
  • отсутствуют системы отвода и очистки дождевых вод и фильтрата свалок;
  • отсутствуют водоупорные экраны.
Кроме санкционированных свалок и полигонов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области выявлено соответственно около 350 и 100 несанкционированных свалок. Особенно сильный рост самовольных свалок отмечается в районах размещения садоводческих массивов.
Выдача лимитов на размещение отходов началась в Ленинградской области в 1993 году, а в Санкт-Петербурге в 1994 году. Распоряжением мэра от 21.04.94 N381-р утвержден Временный порядок выдачи разрешений на действия с отходами в Санкт-Петербурге и на подчиненных территориях. Согласно этого порядка разрешение на размещение отходов выдает Ленкомприрода. В целях упорядочения получения природопользователями разрешения на размещение отходов Глава администрации Ленинградской области 19.08.93 подписал Постановление N90 "О порядке выдачи разрешений на размещение отходов (кроме радиоактивных) на территории Ленинградской области". Этим постановлением утверждается Порядок выдачи разрешений и установлено, что разрешение на размещение отходов I и II классов опасности выдает отдел нормирования качества окружающей природной среды Ленкомприрода, а III и IY классов опасности, а также нетоксичных отходов выдают районные и межрайонные комитеты Ленкомприроды.
В 1995 году отчеты об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов были приняты Ленкомприродой от 653 предприятий Санкт-Петербурга и 238 предприятий Ленинградской области.

Отходы-осадки городских очистных сооружений

Городские сточные воды, направляемые на канализационные сооружения, содержат, как правило, 50% стоков от селитебной застройки и 50% промышленных стоков. Промышленные стоки загрязнены солями тяжелых металлов. В процессе очистки из сточных вод выпадает осадок, который также загрязнен солями тяжелых металлов. Их наличие не позволяет использовать органическую часть осадка в качестве удобрений в сельском хозяйстве. Поэтому осадок очистных сооружений захоранивается на специальных полигонах. Накопители осадка (влажность 80%) предусматривают его приемку с канализационных очистных сооружений после механического обезвоживания. Осадок доставляется с очистных сооружений к месту захоронения специальным автотранспортом. Механически обезвоженный осадок разгружается в накопитель со специальных разгрузочных площадок, расположенных по контуру земляных карт (емкостей, из которых состоят накопители осадка).
Осадки от городских очистных сооружений в 1995 году составили 562,1 тыс.т. Содержание в них тяжелых металлов в среднем составило 5910 мг/кг, в том числе содержание ртути - 2,7 мг/кг, кадмия - 115 мг/кг.
Проблема захоронения осадков очистных сооружений для городов Ленинградской области не менее актуальна, чем для Санкт-Петербурга.

Отходы гальванических производств

Загрязнение тяжелыми металлами активных илов очистных сооружений связано с тем, что на гальванических производствах предприятий города проблема очистки гальванических стоков не решена.
В настоящее время до 30% солей тяжелых металлов полезно расходуются в технологических процессах, большая часть солей тяжелых металлов поступает через систему городской канализации на очистные сооружения или сбрасывается в открытые водоемы. К 1995 году более 70% предприятий города требовали совершенствования технологии гальванических производств от создания новых производств на основе безотходных и малоотходных технологий, до реконструкции действующих производств. Совершенствование технологии гальванических производств включает следующие направления:
  1. Замена токсичных рецептур электролитов на менее токсичные или внедрение новых рецептур электролитов с пониженным содержанием солей тяжелых металлов. Так замена цианистых электролитов на бесцианистые, применение солей трехвалентного хрома для пассивации цинковых покрытий значительно снизили сбросы вредных веществ в окружающую среду от гальванических производств предприятий города, где эти технологии были внедрены.
  2. Снижение водопотребления на 50-70% путем реконструкции промывочных устройств и более рационального использования воды. Возможность снижения водопотребления подтверждена в ряде проектов реконструкции гальванических производств. При этом предусматривается возврат токсичных компонентов из промывочных вод в производство за счет организации бессточной технологии.
  3. Замена морально устаревшего оборудования обезжиривания поверхностей перед нанесением на них покрытий. Эксплуатация устаревшего оборудования обезжиривания поверхностей приводит к переносу на поверхность обрабатываемых деталей органических загрязнений, которые сокращают срок службы растворов в основных ваннах в 1.3-1.4 раза. Отечественные пути решения этой проблемы позволяют сократить расход химикатов в 1.2-1.7 раза, воды в 10-15 раз, электроэнергии в 1.3-1.4 раза.
  4. Внедрение прогрессивных технологий, включая оборудование регенерации или обезвреживания отходов. Для реализации этих направлений в 1995 году была разработана "Программа природных мероприятий на гальванохимических производствах предприятий Санкт-Петербурга в 1995-2000 гг. для оздоровления бассейна Балтийского моря". Положения данной "Программы..." могут быть использованы при подготовке проектных решений предприятиями в Санкт-Петербурге.
Уже около десяти лет решается в регионе проблема переработки токсичных промышленных отходов. Распоряжением Правительства Ленинградской области от 14 июля 1995 года N 713-р был утвержден акт выбора площадки под проектно-изыскательские работы для строительства предприятия по переработке промышленных токсичных отходов в районе поселка Красный Бор Тосненского района общей площадью 20,4 гектара, в том числе 13,25 гектара с северной стороны существующего полигона под строительство предприятия и 7,15 гектара с западной стороны для захоронения переработанных отходов с последующей прирезкой территории по мере ее использования. В 1995 году на государственную экологическую экспертизу поступило ТЭО создания производства по переработке и захоронению промышленных отходов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.Комплексная технология по переработке промышленных токсичных отходов органического и неорганического характера и утилизации образующихся вторичных отходов разработана РНЦ "Прикладная Химия" с учетом собственного и зарубежного опыта. В основу предлагаемой технологии переработки 100 тыс. тонн отходов в год заложены принципы минимизации отходов и перевода их в менее токсичные формы, что достигается:
  • для 70 тыс. тонн органических отходов - методом термического обезвреживания с последующей очисткой дымовых газов;
  • для 30 тыс. тонн неорганических отходов - методом физико-химической обработки различными реагентами и последующей концентрацией.

Переработка люминисцентных ламп

Вопрос утилизации люминесцентных ламп еще несколько лет назад был крайне актуален для Санкт-Петербурга. В настоящее время в городе налажено производство по утилизации люминесцентных ламп на следующих предприятиях:

  • Служба электроснабжения Петербургского метрополитена  (до 300 тыс. шт. в год);
  • РНЦ "Прикладная химия" (до 320 тыс. шт. в год);
  • АО "Светлана" (до 60 тыс. шт. в год);
  • Радиевый институт им. Хлопина (до 400 тыс. шт. в год).
Существующие установки при хорошей организации работы позволяют утилизировать свыше 1.5 млн. ртутных ламп в год.

Переработка и утилизация отходов

Для размещения бытовых, малоопасных промышленных и строительных отходов в Ленинградской области имеется 11 полигонов, 60 санкционированных и 70 несанкционированных свалок. Ежегодный объём принимаемых отходов на них составляет до 4.3-4.5 млн. м3.
Основной проблемой для Санкт-Петербурга на ближайшие годы станет проблема обращения с отходами потребления и производства, которые в свою очередь делятся на твердые бытовые отходы (ТБО), промышленные отходы, опасные отходы. Правительство Санкт-Петербурга Постановлением от 10.08.95 N43 утвердило Основные направления действия администрации города по охране окружающей среды на 1996-2005 годы, определив на этот период проблему отходов как приоритетную. Решение этой проблемы должно позволить к 2005 году перейти на промышленный уровень переработки твердых бытовых, промышленных и токсичных и медицинских отходов и свести к минимуму их негативное воздействие на качество окружающей среды и здоровье населения.


Переработка и захоронение бытовых и промышленных отходов

Твердые бытовые отходы (ТБО) отходы, образуемые в результате жизнедеятельности населения. Промышленные отходы - отходы, образующиеся в результате деятельности промышленных предприятий. К ним также относят строительные отходы. Ежегодно в Санкт-Петербурге образуется около 5 млн. кубических метров твердых бытовых отходов и промышленных отходов 3-4 класса опасности.
Эти отходы перерабатываются на заводах по механизированной переработке бытовых отходов (МПБО) и захораниваются на полигонах твердых отходов (ПТО). Механизированной переработке подвергаются примерно 30% бытовых отходов города Проектная мощность заводов по переработке ТБО составляет 1,5 млн. кубических метров отходов в год : 900 тыс. кубических метров отходов для МПБО-1 и 600 тыс. кубических метров для МПБО-2. Фактически в 1997 году переработано 1,355 млн. кубических метров, что связано с износом технологического оборудования МПБО-1. Остальные ТБО и строительно-промышленные отходы размещаются на трех полигонах твердых отходов ПТО-1, ПТО-2 и ПТО-3, которые являются природоохранными сооружениями, обеспечивающими защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующие распространению болезнетворных микроорганизмов, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами и технологическими регламентами. Количество образуемых отходов ежегодно увеличивается.
Специфические свойства органической фракции ТБО делают возможным ее использование для получения компоста. Основные недостатки компостирования исходных ТБО - загрязнение компоста солями тяжелых металлов и небиоразлагаемыми компонентами (стекло, пластмассы, камни, текстиль и пр.). Процессы компостирования хорошо поддаются механизации.
На заводах МПБО-1 и МПБО-2 реализована технология производства компоста методом аэробного взбраживания ТБО во вращающихся биобарабанах. Технологическая схема механизированная переработки ТБО заключается в следующем: поступающие отходы ссыпаются в приемный бункер и после удаления крупногабаритных предметов поступают на биотермическую переработку. Во время транспортировки производится предварительное отделение черных металлов. Биотермическая переработка отходов осуществляется в медленно вращающихся барабанах.  После биотермической переработки с помощью грохота осуществляется отделение не поддавшихся переработке материалов (пластмасса, кость, кожа, стекло и пр.) от компоста.   Не поддавшаяся компостированию часть отходов поступает в пиролизную установку. В результате пиролиза образуется горючий газ, используемый для работы печей, пирокарбон (твердый углеродосодержащий продукт, используемый в металлургии) и фус (смесь жидких углеводородов). Товарной продукцией является компост, металлолом и пирокарбон. Возросшие нормативные требования по охране окружающей среды значительно ограничили область использования компоста и снизили эффективность применяемой технологии. В настоящее время более половины вырабатываемого компоста направляется на полигоны для использования в качестве изолирующего материала.Завод МПБО-1 (Горелово) расположен на территории 50,1 га в районе Волхонского шоссе (Санкт-Петербург) и предназначен для механизированной переработки ТБО. Первая очередь завода была введена в эксплуатацию в декабре 1970, вторая очередь - в июне 1982. Проектная мощность - 900 тыс. кубических метров отходов. В 1997 г. заключен новый договор аренды с КУГИ Красносельского района от 12.02.97 №08-3к-00482.Завод МПБО-2 (Янино) расположен на территории 17 га во Всеволожском районе Ленинградской области в районе поселка Янино. Первая очередь завода проектной мощности 600 тыс. кубических метров отходов была введена в эксплуатацию в декабре 1994.Структуру продукции, получаемой из твердых бытовых отходов на МПБО-1 и МПБО-2 за последние годы, иллюстрирует таблица.

Наименование            Количество, тыс. тонн в год продукции
               1991    1992    1993    1994    1995    1996    1997

Компост       140,00  147,00  156,70  150,00  108,58  121,28  134,90
Пирокарбон      2,50    2,00    0,16    0,15    0,11    0,08    0,20
Черный металл   6,00    3,70    2,73    3,00    2,70    3,67    3,22

Полигон твердых отходов ПТО-2 расположен на землях Всеволожского района Ленинградской области у деревни Самарка. Полигон предназначен для размещения строительных отходов и промышленных твердых отходов 3-4 класса опасности. Отвод земельного участка был осуществлен по Решению Леноблсовета от 29.04.70 г. за № 193/16 в соответствии с Распоряжением СМ РСФСР от 07.03.72 за № 333-р. Площадь территории полигона составляет 60 га. В 1997 году заключен договор аренды территории с муниципальным образованием Всеволожского района от 28.05.97 г. № ЛО-3507-3099.
Полигон твердых отходов ПТО-3 расположен в западной части Выборгского района Санкт-Петербурга на территории Парголовского парк лесхоза в 2 км от поселка Новоселки. Полигон предназначен для складирования ТБО, отходов промышленного производства и городского хозяйства. ПТО-3 был введен в эксплуатацию в 1972. Ежегодный объем отходов, поступающих для размещения, составляет в среднем 1,5 млн. кубических метров. Объем размещенных на его территории отходов на 01.01.98 г. составляет 32,3 млн. кубических метров.
Приморская свалка расположена в северо-западной части Приморского района к востоку от Лахтинского разлива. Свалка представляет собой два вытянутых в юго-восточном направлении участка - северный и южный, занимающих площадь около 75 га. Она была открыта после войны и эксплуатировалась до 1976. Для приема твердых бытовых отходов свалка была закрыта в 1972, а для приема строительно-промышленных отходов в 1976. Объем свалочных масс составляет 4,8 млн. кубических метров отходов. Бывшая свалка представляет собой напластования бытовых и строительно-промышленных отходов. Около 65% накопленных на свалке отходов составляют отходы органического происхождения. После вывоза части накопленных на свалке отходов территория Приморской свалки должна быть рекультивирована.
В результате реконструкции заводов МПБО предпологается изменить потоки движения отходов. Резко увеличится процент объема отходов, перерабатываемых механизированным способом, тем самым снизится нагрузка на полигоны твердых отходов, что приведет к улучшению экологической обстановки в Санкт-Петербурге.


Несанкционированные свалки бытовых и промышленных отходов

Всего по данным Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, Управления по охране окружающей среды, ГУВД и Ленкомэкологии на территории города расположено 284 несанкционированные свалки. Состав свалочных масс на несанкционированных свалках различный - от бытовых отходов до промышленных и строительного мусора. На свалках бытовых отходов преобладают:

  • биогенный материал - 20-22%,
  • бумага, картон - 20-25%,
  • стекло - 8-10%,
  • пластмасса - 6-8%.
Отличительной особенностью несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов является высокая концентрация тяжелых и редких металлов, наиболее токсичных среди химических элементов, постоянно присутствуют органические токсиканты, нередки случаи обнаружения радиоактивных материалов. Наименее опасны свалки строительного мусора, содержащие в основном нетоксичные отходы, инертные вещества. Пополняют несанкционированные свалки и токсичные отходы промышленных предприятий.
В целях сокращения попадания токсичных отходов на свалки города, заключены соглашения с заинтересованными организациями по сбору, транспортировке и утилизации полимерных материалов, образующихся в учреждениях здравоохранения; свинецсодержащих промышленных отходов (в частности аккумуляторных батарей), изношенных автопокрышек и других резиновых изделий; пластиковых бутылок и алюминиевых банок.
Очищенные территории необходимо закреплять за владельцами, контролировать выдачу лицензий предприятиям, которые намерены заниматься вывозом отходов. В 1996 году было ликвидировано 46 несанкционированных свалок. За 1997 год ликвидировано 78 свалок на территории 10 районов города. В соответствии с поручением губернатора Санкт-Петербурга от 20.10.97г и постановлением городского штаба благоустройства № 149 от 21.10.97г с 22 по 24 ноября совместно с представителями Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, Ленкомэкологии и районных управлений по благоустройству были проведены рейды по несанкционированным свалкам Выборгского, Невского и Приморского районов. На территории этих районов приходится наибольшее количество свалок, как по количеству, так и по объему. 462 тыс. куб. м.
В настоящее время в Санкт-Петербурге и пригородах образуется около 1 млн. т ТБО в год; на одного жителя города приходится 180 - 200 кг ТБО в год. Анализ показывает, что в ближайшем будущем (до 2002 г.) масса отходов останется без существенных изменений. Следует однако ожидать роста отходов бытовой техники (автомобили, холодильники и т. д.).
*   *   *
Действующая в настоящее время Схема вывоза отходов не удовлетворяет условиям, существующим в районах плотной застройки города ( исторический центр Санкт- Петербурга).
Станции перегруза ТБО в контейнеры большой емкости не всегда соответствуют требованиям санитарной безопасности. Наряду со специализированными автотранспортными предприятиями лицензии на транспортировку ТБО получают мелкие частные фирмы, контроль за работой которых практически не осуществляется. Частные домовладения в пригородах не имеют централизованной системы мусороудаления.
Поступающие на переработку ТБО загрязнены опасными веществами, в силу чего производимый компост не может применяться в сельскохозяйственном производстве. Таким образом, основным тормозом для эффективного использования метода биотермического компостирования является отсутствие системы селективного сбора ТБО и прежде всего - отбора их опасных составляющих.
Экономический аспект, являющийся важным фактором при обращении с ТБО, используется не в полной мере для оптимизации процессов их сбора, транспортировки и переработки.
В настоящее время образующиеся на промышленных предприятиях Санкт-Петербурга и Ленинградской области неутилизируемые токсичные отходы направляются на полигон "Красный Бор", где частично перерабатываются термическим методом, а в основной массе захораниваются в картах-траншеях.


Очистка муниципальных сточных вод

Наиболее важной и до сих пор не решенной остается проблема значимого загрязнения водной среды Балтийского моря в регионе  городской системой канализации СПб, через которую ежегодно сбрасывается в акваторию р. Невы и Невской губы около 1400 млн. куб. м сточных вод. Проблема сброса неочищенных стоков (до 30% от всего объема) не может быть решена в ближайшей перспективе.
Ежесуточно на городских очистных сооружениях образуется около 1500 тонн осадка, который на специально оборудованном транспорте вывозится на полигоны для складирования. Высокая насыщенность осадков токсичными элементами создает сложную проблему их дальнейшей переработки, которая стала решаться только после ввода в действие завода по сжиганию осадка на о. Белый.
Строительство Юго-Западных очистных сооружений фактически приостановлено в 1996 году. Данный вопрос не может быть решен без участия федеральных органов, только за счет региональных ресурсов. В то же время без его решения невозможно кардинальное улучшение экологической обстановки в Финском заливе. Серьезное внимание Администрации СПб к этой проблеме и заинтересованность стран EC , первую очередь Республики Финляндии позволяет надеяться на поэтапное строительство ЮЗ ОС в срок до 2005 года.
Федеральная Программа "Охрана бассейна Балтийского моря от загрязнений", включает в себя положения по
  1. строительству общегородской системы очистки сточных вод (строительство ЮЗ очистных сооружений), в том числе реконструкция инженерных коллекторных сетей в центральной части города;
  2. реконструкция гальвано-химических предприятий, создание комплекса по обеззараживанию и использованию донных отложений рек и каналов Санкт-Петербурга.
Очевидной проблемой общегосударственной значимости остается
  1. завершение строительства Юго-Западных очистных сооружений;
  2. завершение строительства Правобережного городского коллектора к Северным очистным сооружениям;
  3. переключение прямых сбросов в коллекторную сеть,
  4. повсеместное внедрение водосберегающих технологий (в т.ч. - системам оборотного водоснабжения).

Полигон "Красный Бор"

Опытный полигон "Красный Бор" по приему производственных отходов и осадков от очистных сооружений был организован в 1970 году на основании решения Ленгорисполкома от 02.12.67 г. N1068. Полигон расположен в 30 км от Санкт-Петербурга на территории Тосненского района Ленинградской области, в четырех с половиной километрах к юго-востоку от города Колпино и в полутора километрах от поселка Красный Бор. Площадь полигона более 50 га. Место строительства полигона выбрано исходя из наличия в этом районе уникальных залежей кембрийских глин с высокой водонепроницаемостью, близким залеганием и толщиной около 70 м. В соответствии со СНиП 2.01.28-85 п.6.7. коэффициент фильтрации для размещения отходов первого класса опасности установлен не более 1х10-8 см/сек., у кембрийских глин - 1.2х10-9 см/сек. В гидрогеологическом отношении полигон находится в системе водозабора реки Ижора , впадающей в реку Нева. Выбор местоположения полигона был осуществлен без учета всех требований СНиП и Санитарных правил по проектированию, строительству и эксплуатации полигонов захоронения неутилизируемых промышленных отходов. Правила предусматривают трекилометровую санитарно-защитную зону, тогда как в радиусе трех километров от полигона расположены населенные пункты Феклистово, Мишкино, Поркузи.
Полигон принимает осадки очистных сооружений промышленных предприятий, не подлежащие регенерации нефтепродукты и нефтесодержащие стоки, отходы гальванических, химических и кожевенных производств, а также особо опасные отходы в контейнерной упаковке. Захоронение отходов производится в котлованах. Отходы разных групп - органические, неорганические, особо токсичные захораниваются порознь. На полигоне не подлежат захоронению радиоактивные отходы, нефтепродукты, которые можно регенерировать, производственные и строительные отходы. Система переработки и захоронения отходов на действующем полигоне, принятая 25 лет назад , полностью не отвечает современным требованиям в части охраны окружающей природной среды. Кроме того, площади отведенные под захоронение отходов, практически выработаны.
За время функционирования, полигоном принято более 1,5 млн. т промышленных токсичных отходов. Динамику поступления отходов на полигон "Красный Бор" иллюстрирует рисунок.

Прием промышленных отходов полигоном "Красный Бор" в период 1989-1997 годы

Полигон "Красный Бор" к 1990 году исчерпал свой ресурс. В связи со сложившейся обстановкой Правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области было принято совместное решение о реконструкции существующего полигона "Красный Бор" и создании на его базе завода по переработке и захоронению промышленных токсичных отходов, отвечающего современным техническим и экологическим требованиям. Администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области совместно обратились к Правительству РФ с просьбой о включении в перечень федеральных программ с 1995 года строительства завода по переработке токсичных отходов на полигоне "Красный Бор". В 1994 году было разработано технико-экономическое обоснование строительства завода по переработке промышленных токсичных отходов, мощностью 100 тыс. т. отходов в год. В 1996 году ТЭО прошло государственную экологическую экспертизу. В настоящее время ведется проектирование этого производства. Общая сметная стоимость строительства, утверждена приказом Министерства строительства Российской Федерации от 20.05.96 N 17-66. Распоряжением губернатора "О разработке проекта строительства экспериментального предприятия по переработке и захоронению промышленных токсичных отходов" от 09.09.96 N 201-р определено, что совместно с Российским научным центром "Прикладная химия", выполняющим функции генеральной проектной организации, в разработке проекта строительства экспериментального предприятия по переработке и захоронению промышленных токсичных отходов участвует финская фирма "ЕсоТес" при финансовой поддержке Министерства по охране окружающей среды Финляндии. Распоряжением губернатора от 14.03.97 N 207-р заказчиком по строительству экспериментального предприятия по переработке и захоронению промышленных токсичных отходов определен Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству.

[шаг назад][печатать][в начало сайта]
Содержит графику - возможна долгая загрузка
Страница оптимизирована под IE
Разрешение 1024/800
Web-design ©2002 Denis Agapov
Hosted by uCoz